Статьи

Делюсь полезными советами и упражнениями для самостоятельной работы

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии психики ребенка

В своей работе «Мышление и язык» А. Спиркин (1958) отмечает, что язык — это универсальное средство выражения мысли. С помощью языка мысль не только формулируется, но и формируется. Мышление, язык и речь находятся в неразрывной органической связи. Их нельзя отделить друг от друга, не нарушив органической связи.

Большое, действенное влияние оказывает речь на развитие и формирование мышления ребенка, на процесс перехода от чувственного познания к рациональному. На каждом этапе развития мыслительной деятельности ребенка речь выступает как необходимое условие и наиважнейшее средство ее развития, совершенствования, обогащения и углубления (А.В. Запорожец (1986), А.А. Люблинская (1971), Н.А. Менчинская (1954) др.).

С.Л. Рубинштейн (1946), рассматривая речь, выделил две основные функции речи — коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь выступает как средство общения и форма существования мысли, при этом они формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Л.С. Выготский (1960) — один из первых детских психологов — высказал мысль о том, что речь и мышление играют решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа развития высших психических функций является исследование той перестройки психических процессов, которая совершается под влиянием речи и мышления.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщённо, опосредованно, устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщённости способствует то, что мышление носит знаковый характер, оно выражается словом. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление также даёт возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятие преимущественно отражают отдельные стороны явлений. Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того, чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания и через него осуществляет связь с внешним миром.

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и использование в процессе речи множества систем знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому, мышление человека даёт возможность познавать обобщёно и опосредованно. Материальной основой мышления является речь, каждая мысль опирается на свёрнутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свёрнутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом, каждая из множества мыслительных операций, будь то анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение или другие, опирается на речь. Взаимосвязь речи и мышления значительно облегчает процессы обобщения и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщённой форме. Речь отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию.

Язык в психологии – система словесных знаков, опосредствующих психическую, прежде всего интеллектуальную, деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речь – это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми, это могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. В процессе общения речь и язык человека приобретают важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности.

Особые функции выполняет речь в сфере мышления, его процесс активно поддерживают сигнализация и обобщение. Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и тому подобное. Со словом же связано и представление о предмете или явлении. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже несёт в себе свойство обобщения, и это позволяет реализоваться процессу мышления как таковому.

Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь и письменная речь, все они неразрывно связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В её содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей — разный словарный запас. На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями. Разумеется, по одному или нескольким беседам нельзя судить о развитости мышления и уровне интеллекта собеседника, всегда нужно учитывать общее состояние человека, степень заинтересованности его в предложенной теме. Особенно, когда речь заходит об уроне развитости речи и мышления у детей, ведь произвольное внимание, когда они способны волевым усилием поддерживать беседу, формируется только в школьном возрасте.

Говоря о письменной речи, следует иметь в виду, что это речь отвлечённая, деловая, научная, к ней предъявляются иные требования, чем к устной речи, построение её должно быть более развернутым. Сравнительно с устной речью, письменная не имеет таких подкреплений, как жесты, мимика, а следовательно, письменной речи необходимо быть более точной. Однако письмо допускает в большей мере коррекцию и перестройку изложения. Развитие письменной речи, таким образом, связанно с развитием самого речевого процесса, который развивается только при параллельном развитии мышления.

Существует и внутренняя речь, которая по сравнению с устной и письменной речью, теснее связана с глубинными процессами мышления. Внутренней называют речь про себя и для себя. Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком этой речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается в возрасте около трех лет, когда ребёнок начинает говорить вслух сам с собой, планировать в речи свои действия.

Несмотря на всё многообразие внутренних процессов речи, каждое слово тесно связанно с мышлением. Мышление развивает речь, а речь в свою очередь служит локомотивом развития мышления. И осознавая эту теснейшую взаимосвязь, становится очевидным, что своевременное и планомерное развитие как речи, так и мышления — залог будущего успеха каждого человека.

Comments for this post are closed.

Советы логопеда

Развитие речи у ребенка – это достаточно сложный и ответственный …

Советы логопеда для родителей детей под. гр. на лето

Рекомендации учителя – логопеда на летний период детям подготовительной …