Выступление с сообщением на международной конференции
Тема сообщения: «Развитие речи во взаимосвязи с развитием мышления — необходимое условие коррекции недостатков в психическом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Среди разнообразных отклонений в развитии, встречающихся у детей (снижение слуха, зрения, нарушения речи и др.), задержка психического и речевого развития является одним из наиболее распространенных.
В связи с этим проблема разностороннего изучения и коррекции данной категории детей стала особенно актуальной.
Изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности детей с ЗПР важно не только с диагностической точки зрения (ограничения их от нормально развивающихся сверстников и детей с другими отклонениями в развитии), но и для выбора методов коррекционного обучения и развития дошкольников. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем больше возможности того, что к началу школьного обучения выраженная задержка трансформируется в более легкую (что зависит также от причины возникновения), и ребенок сможет посещать массовую школу. В противном же случае в стенах массовой школы без специальной программы проявится и будет констатирована педагогическая запущенность, либо ребенок после 2-3-х классов будет ошибочно направлен во вспомогательную школу. Таким образом, будет потеряно время для коррекции, а у ребенка сформируется негативное отношение к обучению.
В дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей происходит формирование всех мыслительных операций. В рамках наглядно-образного мышления, функционирующего в единстве с речевой деятельностью, складываются умения оперировать конкретными понятиями, устанавливать причинно-следственные и другие логические зависимости между наблюдаемыми явлениями. К концу дошкольного возраста, при соответствующем воспитании и обучении, у детей имеются все необходимые предпосылки для усвоения систематических школьных знаний.
У детей с ЗПР наблюдается иная картина, поскольку в начале школьного возраста они значительно отличаются от нормально развивающихся детей по степени сформированности произвольной деятельности, эмоционально-личностного отношения к обучению. Особенно существенно отставание детейв развитии мышления и речи. Их представления бедны, схематичны, нередко отсутствуют самые элементарные, первичные представления об окружающих объектах. Весьма ограничен круг первичных понятий. К моменту поступления в школу у этих детей обычно оказываются несформированными элементарные логические операции, которыми владеют маленькие дошкольники с соответствующим возрасту темпом развития. Такие дети с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно- логическом плане.Низкий уровень словесно-логического мышления у детей с ЗПР проявляется в недостаточном словарном запасе, особенно в запасе родовых понятий. Актуализация общих понятий у этой группы детей существенно зависит от объема конкретного материала, которым они могут оперировать при выполнении заданий.
Они беспомощны в осуществлении самых простых логических операций. Речь этих детей бедна, примитивна, им требуется много усилий, чтобы пополнить ее новыми словами, ввести их в свой активный словарь .
Одна из задач, которая сегодня стоит перед коррекционными педагогами – это поиски путей эффективного обучения дошкольников, что является одним из актуальных направлений совершенствования системы обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Изучив и проанализировав психолого–педагогическую литературу, опираясь на опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, можно утверждать,что взаимосвязь развития речи и мышления является необходимым условием коррекции недостатков в психическом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ
Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления — наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления.Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления и речи для детей с ОВЗ имеет особое значение.
«Давай поиграем!» – часто слышим мы эту просьбу от детей – дошкольников. Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, речь, воображение детей, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, даже не догадываясь об этом. Это особенно актуально для детей с ОВЗ, у которых отмечается отсутствие интереса к окружающему.Поэтому особую роль в активации их познавательной деятельности играют дидактические игры. Они могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной и речевой деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе.
В играх, способствующих формированию мышления и речи, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению. Данные формы мышления образуют единый процесс познания реального мира.
Вся познавательная деятельность дошкольника связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. Благодаря играм можно так организовать деятельность детей, что она будет способствовать формированию у них умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. Развивающие игры с разнообразными поручениями, содержащими двойные инструкции, помогают ребенку осмыслить свою самостоятельную деятельностью, и развивать наглядно-образное, логическое мышление дошкольника. Чем разнообразнее и сложнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать и развивать на их основе представления. Этого можно добиться тогда, когда представления соединяются со словом-названием данного предмета.Поэтому так важна коррекционная работа, направленная на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирования представлений и становление полноценной речи.
Часто у дошкольников с ЗПР зрительные образы (если они имеются) существуют отдельно от слова, а слово – вне связи со зрительным образом.Такое слово не вызывает у ребенка никакого представления, оно оказывается «пустым», неотнесенным. Происходит это потому, что детям часто предлагают словесный материал в условиях, в которых само свойство или отношение еще не выделено ими, не стало для них значимым.
Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает, не только закрепляет в сознании ребенка образ предмета, образное представление, но и дает возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка. Слово, вызывающее в памяти ребенка нужное представление, становится в дальнейшем основой понимания рассказов, сказок, словесных инструкций. Слово должно опираться на собственный опыт ребенка, фиксировать и обобщать его. В играх дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением. Трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становления полноценной речи. В процессе проведения игры дети закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением строить вопросительные предложения с интонацией вопроса, поддерживать беседу и, наконец, усваивают последовательность, в которой надо строить связное описание предмета, а в дальнейшем — строить диалог, решать словесные задачи типа загадок.
Несомненно, что работа над мышлением и развитием речи сливается в единый коррекционный процесс.
Проделанная коррекционная работа по развитию мышления во взаимосвязи с развитием речи дошкольников повлияла на положительные результаты в освоении детьми Основной общеобразовательной программы — адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Наличие положительной динамики развития мышления и речи у детей (что подтверждают результаты обследования ПМПК) указывает на эффективность и необходимость использования коррекционной работы по развитию мышления во взаимосвязи с развитием речи дошкольников с ОВЗ.