Индивидуально – дифференцированный подход
Индивидуально – дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).
Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые, однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом; часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев слабовидения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза.
Однако слабое зрение остается у С. д. ведущим анализатором, как и у нормально видящих. Слабовидящие дети пользуются зрением как основным средством восприятия. У слабовидящих детей осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых.
Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения детей с нарушением зрения достигаются хорошие результаты восстановления зрения, компенсации вторичных отклонений в развитии детей и подготовки детей к обучению в школе.
Для этого необходимо знать особенности данной патологии зрения, принципы лечения и условия, необходимые для успешных занятий, игр и других видов детской деятельности, и в первую очередь обеспечить индивидуально-дифференцированный подход.
Индивидуально-дифференцированный подход проявляется:
-
в правильном подборе наглядного материала, как демонстрационного, так и раздаточного в соответствии со зрительной нагрузкой;
-
в подборе зрительных упражнений, дидактических игр и заданий индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы.
-
во взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой (плеоптический и ортоптический периоды) по развитию зрительного восприятия;
-
определении физической нагрузки;
-
создании условий для игровой деятельности;
Как и во всех помещениях специального детского сада, в кабинете учителя-логопеда должно быть хорошее естественное освещение. От уровня освещенности во многом зависит умственная и зрительная работоспособность детей.
Во время занятий у детей развивается зрительное утомление, они начинают смотреть в окно вдаль. Мышцы глаз при этом расслабляются, и напряжение в них уменьшается. Не следует ставить на подоконники горшки с цветами и высокими растениями. Их лучше располагать в промежутках между окнами, укреплять на перилах вдоль лестничных маршей, выносить в коридоры. Очень важно следить за чистотой оконных стекол, не допускать их загрязнения, запотевания и замерзания.
Поступающие в помещение прямые солнечные лучи могут создавать блики, ухудшающие условия зрительной работы. Для защиты глаз от прямого слепящего воздействия солнечных лучей можно применять солнцезащитные козырьки, подъемно-поворотные жалюзи на окнах, раздвигающиеся шторы из легкой светлой (лучше хлопчатобумажной) ткани.
Если дневного света недостаточно, необходимо включать искусственное освещение в дополнение к естественному. Мнение, что смешанное освещение вредно для зрения, необоснованно. Главное, чтобы места работы были правильно и достаточно освещены.
Известно, что наиболее благоприятное действие на зрительные функции оказывает зеленый цвет. Он снижает зрительное напряжение, препятствует наступлению утомления. Оформление логопедического кабинета следует выдерживать в следующей цветовой гамме: потолок и верхнюю часть стен (выше 1,5 м от пола) окрашивать белой краской, панели (до 1,5 м от пола) — светло-зеленой или светло-желтой, столы — зеленой или цвета натурального дерева. Пол должен быть светлым.
Начинать работу следует с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятии.
Рассаживать детей надо сообразно с их диагнозами. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого раздражающего света в глаза. За первые столы необходимо сажать детей с низкой остротой зрения и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.При расходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре, при сходящемся — чтобы косящий глаз был повёрнут в противоположную сторону. При разной остроте зрения глаз ребенка необходимо разместить лучше видящим глазом ближе к центру, к педагогу.
Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся — горизонтальная, при сходящемся — вертикальная) и от формы глазной патологии: при афакии, близорукости, глаукоме — вертикальная. Именно поэтому логопед для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт, конторку.Расстояние от глаз ребёнка до рабочей плоскости должно соответствовать длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (в среднем – 31 см).
ТРЕБОВАНИЯ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ
-
Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
-
Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);
-
Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
-
Отрицательный контраст предпочтительнее, причём дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые на чёрном. Лучше воспринимаются заполненные фигуры, чем контурные.
-
Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные.
-
Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом рекомендаций офтальмолога.
-
Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
-
Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
-
В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.
-
В то же время необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов, поэтому следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией,.
-
При демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные, натуральные цвета.
-
Поверхность пособий должна быть матовой (чтобы не было бликов от света).
-
Величина раздаточного материала:
Острота зрения — Размер пособий
0,4 и выше — 2 см
0,2-0,3 — 2—3 см
0,05-0,1 — 3-4 см
0,01-0,04 — 4-5 см
Важно помнить, что наглядный материал, дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук.
Для правильной организации зрительной работы детей с нарушением зрения необходимо знать зрительные диагнозы каждого ребенка. Л.А. Григорян разработал 7 типов зрительных нагрузок. Каждая нагрузка включает в себя задачи, упражнения, характеристику учебно-наглядных пособий.
Для формирования у детей с нарушением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно преподнести ее. Важно учитывать своеобразие протекания зрительного восприятия у детей с патологией зрения. Так, дети с глубоким поражением зрения (от 0,1 и ниже) затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения, у них нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов затруднены.
В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается важность словесной регуляции для правильного протекания процесса восприятия.
Перед демонстрацией наглядности педагог должен сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание.
Во время демонстрации сюжетной картины педагог сначала раскрывает детям общее содержание, а затем дети переходят к ее детальному изучению.
Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в сюжете к второстепенному. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале необходимо обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем — на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображением).
Следует учитывать, что при низкой остроте зрения (0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.
Работая с детьми с нарушением зрения надо чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме. Можно ограничивать поле зрения специальными рамками.
После ознакомления с наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные представления, подводит детей к самостоятельным выводам и обобщениям.
Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия.
1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
2. Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.
3. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.
4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.
5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.
6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.
Требования к организации учебного процесса.
-
В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничить его непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
-
У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими детьми. Таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.
-
Во время занятий необходимо использовать специальную наглядность.
-
Занятия с детьми, имеющими нарушение зрения проводятся по подгруппам и индивидуально, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.
-
Обязательным этапом на занятиях, являются гимнастики для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций, цветоощущение, цветовосприятие и др.
Необходимо отметить, что у детей с нарушением зрения быстро наступает утомление, а это снижает работоспособность детей на занятиях. Особенно часто это происходит в осенне-зимний период, в условиях укороченного светового дня (пасмурные, туманные дни). Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаз все время находятся в напряжении. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики дозанятий, во время занятий и в конце занятий — крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.
При использовании гимнастики (для глаз, пальцев, двигательных упражнений) организм пробуждается от «спячки», включаются дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости, начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную и скелетную системы.
Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
Учителя-логопеды МБДОУ № 46 используют в своей работе гимнастику в стихах. Такие упражнения – это не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный лад, дать заряд бодрости на целый день. Ежедневные занятия гимнастикой помогают снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь.
В каждый вид гимнастики в стихах включены несколько упражнений, соответствующих теме занятия. Их можно использовать с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей.
ЗАРЯДКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ В ГЛАЗАХ
Для того чтобы ускорить кровоток и насытить ткани кислородом рекомендуется следующая зарядка для глаз при близорукости.
Упражнение 1. Двигайте глазами влево и вправо по прямой линии.
Упражнение 2. Повторите предыдущее упражнение, сменив направление на вверх-вниз.
Упражнение 3. Вращайте глазами по и против часовой стрелки.
Упражнение 4. Интенсивно зажмурьтесь, а затем широко распахните глаза.
Упражнение 5. Двигайте глазами по диагонали из нижнего левого угла в правый верхний и наоборот.
Упражнение 6. Сведите глаза к переносице.
Упражнение 7. Быстрои часто поморгайте.
Упражнение 8. Наклейте на стекло окна небольшую метку, а затем отойдите от нее на метр-полтора. Смотрите поочередно то на метку, то на находящийся прямо за ней объект, расположенный вдалеке.
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ ГЛАЗ И УКРЕПЛЕНИЯ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ ПРИ МИОПИИ
Упражнение 1. Откройте глаза и попытайтесь нарисовать ими восьмерку в воздухе. Делайте это медленно и плавно, не совершая резких движений. Повторить 5-7 раз.
Упражнение 2. Вытяните вперед правую руку, поднимите ее до уровня Ваших глаз. На протяжении нескольких секунд смотрите на большой палец. Затем начните плавно отводить руку вправо, не отрывая при этом глаз от зафиксированной точки. Голову нужно держать прямо. Повторить это же упражнение с левой рукой. Сделать комплекс 5-7 раз.
В связи с отсутствием аккомодации дети с миопией не могут быстро переводить взор вблизь, вдаль (изменять рефракцию). Упражнение № 3 — на тренировку аккомодации.
Упражнение 3. На протяжении нескольких секунд смотрите прямо перед собой вдаль, а затем поднимите руку таким образом, чтобы палец находился в 30 см от глаз. Посмотрите на него, а затем снова вдаль. Повторить упражнение 10-15 раз.
Упражнение 4. Поднимите руку и снова расположите палец в 30 см от глаз. Смотрите на его кончик в течение 5 секунд. Затем закройте левый глаз, а правым продолжайте смотреть. После этого откройте левый, закройте правый и продолжайте смотреть. Сделать 10-12 раз.
Упражнение 5. Вытяните вперед руку с карандашом. Двигайте его из стороны в сторону, следя за ним глазами. Голова при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной.
Упражнение 6. Поставьте ноги на ширину плеч, а руки – на пояс. Медленно поворачивайте голову влево и вправо, устремляя взор по ходу движения. Повторить эти упражнения при близорукости по 20 раз в каждую сторону.
Упражнение 7. Широко распахните глаза, затем прищурьтесь, а после опустите веки. Повторите 20 раз. Данное упражнение для глаз при миопии очень полезно и направлено на то, чтобы человек мог видеть любые объекты без прищуривания.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ
Эти упражнения при дальнозоркости рекомендуется делать дважды в день, увеличивая количество повторений каждого упражнения на 2–3 ежедневно.
-
Двигайте глазами вправо-влево и вверх-вниз, по 5 раз в каждом направлении.
-
Наклейте на оконное стекло темную метку размером 1х1 см. Встаньте в 1–1,5 метрах от окна и смотрите сквозь стекло, ориентируя взгляд на метку. Расслабьте глаза так, чтобы метка была вне фокуса, а изображение за ней четким. Повторите 3 раза, после каждого повтора сильно поморгайте глазами (крепко зажмуриваясь и затем широко раскрывая глаза) 3–5 раз.
-
Встаньте или сядьте напротив настенных часов и по часовой стрелке переводите взгляд, фиксируя его на отметках 12, 3, 6 и 9 часов. Сделайте глазами 3 «круга», после чего повторите упражнение в направлении против часовой стрелки.
-
Совершайте глазами движения, словно Вы видите перед собой бант, восьмерку, звезду, квадрат, треугольник. «Обводите» каждую фигуру по контуру.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Следующие упражнения для глаз при дальнозоркости, выполняемые каждый час, позволят снять переутомление глазных мышц и предотвратить нарушения зрения.
1. Закройте глаза, веки должны быть расслаблены. Приложите к закрытым глазам ладони так, чтобы создать полную темноту, при этом не прижимайте ладони к векам. Проведите в таком положении 1–2 минуты, после чего, не открывая глаз, двигайте глазными яблоками влево и вправо, задерживая взгляд в каждой крайней точке на 2–3 секунды. Сделайте по 10 упражнений в каждую сторону.
2. Представьте, что к кончику носа у Вас прикреплен карандаш. Двигая головой, «напишите» в воздухе свое имя, алфавит – старайтесь «писать» прописью, не отрывая «карандаша» от воображаемого листа бумаги. Повторите упражнение несколько раз.
3. Вытяните перед собой руки, раздвинув пальцы. Не фокусируя взгляд на пальцах, смотрите на то, что видно между ними. При правильном выполнении упражнения пальцы должны выглядеть как размытые пятна, а изображение между пальцами – четко и ясно. Через 15–20 секунд смените фокусировку – сосредоточьте взгляд на пальцах и «отпустите» то, что видно между ними. Сменяйте фокус 5–7 раз.
Расслабление и отдых глаз — ПАЛЬМИНГ. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)
Пальминг необходимо проводить сидя. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Положить ладони рук одну на другую несколько крест-накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднять руки в таком положении и мягко опустить их вниз вдоль лица на переносицу так, чтобыладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Окончательно подобрать положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света. Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения не сопровождалось каким-либо мышечным напряжением. Для этого в домашних условиях очень удобна полужесткая подушечка, которая подкладывается под локти при положении сидя. Если же ребенок сидит за столом, то ему необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола так, чтобы позвоночник и шея находились на одной прямой. Помните, что основная задача — избежать излишнего напряжения.
Вторым, и наиболее трудным, этапом выполнения является психическое расслабление. Возможно, что перед закрытыми глазами ребенка предстанут довольно разнообразные калейдоскопические явления — штрихи, кружки, пятна, отражающие возбуждение зрительных центров мозга. Цель этого этапа — достигнуть совершенно черного поля перед глазами. Во время выполнения упражнения поговорите с ребенком, напомните ему что-нибудь приятное: красивые пейзажи, интересные случаи, произошедшие с ним и принесшие радость. В ряде случаев полезным оказывается вспоминание черных объектов (черное пианино, черная пантера Багира из мультфильма про Маугли и т. д.). Однако при этом нельзя концентрироваться на рассмотрении объектов, так как это приводит только к напряжению зрения. Наиболее целесообразно вспоминать объекты последовательно один за другим, удерживая каждую вещь в памяти не более секунды.
Многим детям помогает, в частности, перебор в памяти всех букв алфавита, при этом представлять их лучше совершенно черными. В некоторых случаях оказывается успешным следующий метод. Предложите ребенку вообразить кусочек белого мела на фоне черного поля, а на меле букву, например «С», такую же черную, как фон. Затем ребенок должен вспомнить только букву. За короткое время все поле может стать таким же черным, как буква «С». Этот процесс может быть повторен с постоянным увеличением черноты поля.
Правильность и законченность выполненного упражнения характеризуется абсолютно идеальным вспоминанием цвета любого объекта, наличием перед закрытыми и прикрытыми ладонями глазами совершенно черного поля, а также немедленным улучшением зрения при открытии глаз, т. е. повышением остроты зрения и снижением симптомов зрительного дискомфорта.
Обычно, чем дольше упражняться, тем более глубокого оттенка черного можно добиться. В то же время в ряде случаев помогают непродолжительные, но частые занятия.
Следует еще раз подчеркнуть необходимость при выполнении упражнения не столько физического, сколько психического расслабления при отсутствии напряжения и излишней концентрации внимания. Именно поэтому для достижения эффекта вам потребуется найти для себя оптимальный путь к расслаблению зрения.
Важным является развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтальмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, «Найди такой же предмет», «Подбери одинаковые предметы», «Что от тебя ближе, дальше», «Составь из частей целое» и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.
В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, «Собери матрешку».
Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц — морковку и т.д.
Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений.
В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.
В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.
Проверьте бинокулярное зрение ребенка. Пусть ребенок выберет какой-нибудь объект на расстоянии 3,5 м, затем вытянет указательный палец вертикально перед глазами, одновременно сосредоточивая взгляд на объекте.При этом ему должно казаться, что пальцев два. Большинство людей имеют один глаз с более сильным зрением, а другой — с более слабым. Если зрение слабого глаза не слишком снижено, то это нормальное явление. Если ребенок переведет взгляд на палец, тогда на заднем плане увидит два объекта. Если ребенок не видит этих двух пальцев или объекта, это значит, что его мозг не может обрабатывать сообщения, получаемые им от обоих глаз.
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель».
Плеоптические упражнения направлены на повышение зрения амблиопичного глаза. Наиболее аффективным методом является прямая окклюзия. При выключении из акта зрения хорошо видящего глаза вся зрительная нагрузка падает на амблиопичный глаз, который вынужден раскрывать все свои возможности. Это позволяет добиться либо одинаковой остроты зрения обоих глаз и перевода монолатерального косоглазия в альтернирующее, либо повышения остроты зрения амблиопичного глаза до 0,3—0,4, что создает возможность для совместной работы обоих глаз. ,
В этот период рекомендуются следующие игры и упражнения:
-
обводка через кальку контурных изображений (Дорисуй по точкам, Обведи и заштрихуй, Угадай предмет, Обведи по контуру, Дорисуй вторую половину);
-
нанизывание бус;
-
сличение изображений (Что неправильно нарисовал художник, Парные картинки, Найди похожие предметы, Что изменилось, Найди ошибки);
-
классификация предметов (Найди похожие предметы, Разложи по группам, Какой предмет лишний, Добавь предмет);
-
игры-лабиринты (Цветная прогулка, Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи детеныша к маме);
-
использование электрифицированных игрушек (Сколько огоньков — столько слогов (слов); Что ближе, что дальше?);
-
составление разрезанного на части изображения (Составь целый предмет, Собери картинку, Сложи домик из геометрических фигур).
Ортоптические упражнения направлены на развитие бинокулярного зрения, имеют своей целью восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.
В данный период рекомендуются следующие игры и упражнения:
-
составление разрезанного на части изображения (Моделирование картины, Сложи картинку, Выложи так же, 1— 2—3 (разложи картинки на первом, втором, дальнем плане), Дорисуй вторую половину);
-
выделение из фона замаскированного объекта (Угадай, кто прячется, Узнай предмет, Узнай по контуру, Узнай по силуэту);
-
опознание изображения по какой-либо отдельной части (Чего не хватает?, Узнай по детали предмет, Найди ошибку, Как не бывает, Что забыл нарисовать художник);
-
опознание перевернутых, зашумленных изображений (в различных условиях предъявления) (Кто ближе, кто дальше? (на зашумленных рисунках), Узнай и назови, Кто здесь спрятался?, Кто больше увидит и назовет?).
В начале этапа предъявляется стимульный материал размером 7—10 см, позднее размером 3—5 см.
Тесное взаимодействие врача-офтальмолога, медсестер-ортоптисток с воспитателями групп и тифлопедагогами, понимание общей задачи в восстановлении полноценного зрения у детей с нарушением зрения способствует повышению остроты зрения ребенка, положительному эффекту лечения.