Статьи

Делюсь полезными советами и упражнениями для самостоятельной работы

Пояснительная записка к дыхательной гимнастике

Дыхательная гимнастика.

Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело… » Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго до появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», — вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

Дыхание — это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание ).

Дыхательные упражнения — являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание — главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.

А вот умеем ли мы дышать? И как дышат наши дети? Как правило — безграмотно. Отсюда и заболевания верхних дыхательных путей (ангины, бронхиты) , тихие глухие голоса, «каша во рту» , неуверенность в себе, робость -одним словом , целый комплекс проблем, которые мешают становлению, развитию личности.

Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, мы помогаем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Люди использовали дыхательные упражнения с древних лет. В разные века отношения к данным упражнениям изменялось, но интерес никогда не угасал к ним. Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к числу действенных факторов , способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.

Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания,  сердечно — сосудистых заболеваниях, вегето — сосудистой дистонии , сахарного диабета, а также для похудения.

Дыхательная гимнастика, разработанная педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой, — это оздоровительный метод. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Эта гимнастика восстанавливает певцам дыхание и голос, нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Цель дыхательной гимнастики:

1.Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему ,увеличивая ее функциональные резервы.

2.Посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

5. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались.

6. Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

7. Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

Вывод:

Система представленных дыхательных упражнений составлена в соответствии с возрастными особенностями детей.

Данные комплексы дыхательных упражнений могут быть лечебными и профилактическими, оздоровительными и развивающимися, восстанав­ливающие силы и улучшающие настроение. Их можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа. Они не имеют противопоказаний и очень результативны.

Когда в семье рождается малыш, сколько радости он доставляет ро­дителям! Они хотят видеть его здоровым, счастливым и успеш­ным. Выполнение упражнений гимнастики А.Н.Стрельниковской помогает родителям сохранить, укрепить и, при необходимости, восстано­вить здоровье ребенка. Эта гимнастика настолько результатив­на, что ее «внедрение» в жизнь семьи дает возможность всем ее членам не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высо­кую работоспособность, противостоять болезням. Она хорошо запоминается и после некоторой тренировки выполняется легко и свободно.

Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих техно­логий позволяет использовать данную гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе. Гимнастика также позволяет направить энергию детей «в мирное русло» и полнее удовлетворить потребность в двига­тельной активности, а проведение ее на прогулке в теплое время года дополняет арсенал подвижных игр. По многим наблюдениям и отзывам родителей и пе­дагогов дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой помогает по­высить успеваемость детей без каких-либо дополнительных занятий за счет снижения заболеваемости и за счет увеличения работоспособности, повышения внимания, улучшения памяти.

Выполнение гимнастики самими педагогами заметно помо­гает выдерживать напряженный режим работы, изба­виться не только от «профессиональных» фарингитов и ларин­гитов, но и от многих других заболеваний.

На логопедических занятиях дыхательная гимнастика в сочетании со специальными звуковыми упражне­ниями применяется как один из успешных методов работы по коррекции дизартрии, заикания у детей.

При других речевых нарушениях, особенно связанных с на­рушениями голоса, эта гимнастика позволяет работать с просо­дической стороной речи на новом качественном уровне, улуч­шая речевое дыхание и звучность речи, помогая устранять гну­савость и нарушения темпа и ритма речи.

Comments for this post are closed.

Советы логопеда

Развитие речи у ребенка – это достаточно сложный и ответственный …

Советы логопеда для родителей детей под. гр. на лето

Рекомендации учителя – логопеда на летний период детям подготовительной …