Советы логопеда для родителей детей под. гр. на лето
Рекомендации учителя – логопеда на летний период детям подготовительной группы.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные и автоматизированные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок остается с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он может потерять сформированные навыки, недостаточно закрепленные, поэтому можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Во время летнего отдыха:
- Следите за произношением ребёнка.
Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу заново. Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры.
- Не забывайте тренировать ребенка в чтении.
Пусть ребенок ежедневно читает Вам слоги или слова, предложения, короткие рассказы.
- Продолжайте развивать навык звукового анализа слов.
Старайтесь ежедневно проводить звуковой анализ 2-3 слов.
Развивайте навык звукового и слогового синтеза, в этом поможет игра «Что получится?». Что получится, если соединить звуки С,О, К? (Сок). Что получится, если соединить слоги МА, ШИ, НА? (машина). Что получится, если соединить слоги РА, БА, БАН (барабан)?
- Следите за грамматическим строем речи.
Исправляйте ошибки в употреблении предлогов. Например: «Я пришел со школы» – Я пришел из школы.
Исправляйте ошибки в согласовании слов. Например: «У меня нет две конфеты» – У меня нет двух конфет. Неправильный порядок слов в предложении. Например: «Мама купила портфель красивый мне». – Мама купила мне красивый портфель.
- Развивайте связную речь.
Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, сказки, детские журналы, пересказывайте короткие сказки, рассказы, сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка. А в вечернее время беседуйте с ребенком об «увиденном» и «прожитом» за день.
Закрепляйте в памяти детей отработанные за год лексические темы.
Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют:
летние путешествия новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсии в музеи, выходы в театр, в цирк.
- Продолжайте развивать общую и мелкую моторику.
Лепите, раскрашивайте, штрихуйте, рисуйте по клеточкам, пишите, вырезайте ножницами. Для развития мелкой моторики очень полезны игры со шнуровкой, вышивание, выжигание по дереву, пальчиковые игры и упражнения с су — джок и т. д. Для развития общей моторики играйте на воздухе в подвижные игры такие как: «Вышибалы», «Салочки», «Городки», «Кольцеброс» и др. Развивает общую моторику и координацию катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках.
! Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения в школе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации учителя – логопеда на летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные и автоматизированные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок остается с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он может потерять сформированные навыки, недостаточно закрепленные, поэтому можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Во время летнего отдыха:
- Следите за произношением ребёнка.
Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу заново. Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры.
- Продолжайте работу по развитию слоговой структуры слова.
Определяйте количество слогов в слове и их последовательности
(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
Придумывайте с ребёнком слова с определённым количеством слогов.
Составляйте слова из слогов, данных в разбивку (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум). Выделяйте гласные звуки (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
- Расширяйте словарный запас ребёнка.
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют:
летние путешествия, новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсии в музеи, выходы в театр, в цирк.
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенные слова.
Игра в слова: «Назови все свои игрушки», «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
Объясняйте переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык и т.д.
- Следите за грамматическим строем речи.
Исправляйте ошибки в употреблении предлогов. Например: «Я пришел со школы» – Я пришел из школы. Исправляйте ошибки в согласовании слов. Например: «У меня нет две конфеты» – У меня нет двух конфет. Неправильный порядок слов в предложении.
Продолжайте учить изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, гулял в саду; много это глаза – а один …; много это уши – а одно …и т.д.)
Игра: «Подбери подходящее по смыслу слово»: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
Игра: «Закончи предложение»: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
Игра: «Назови детенышей животных»: кто у медведицы – медвежата, у коровы — …, у слонихи — …, у овцы — … и т.д.
Упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных: «Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?)» и т.д. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д. Можно неверно построить фразу, попросить ребенка найти ошибку: «В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт» или можно начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
- Развивайте связную речь.
Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, сказки, детские журналы, пересказывайте короткие сказки, рассказы, сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка. А в вечернее время беседуйте с ребенком об «увиденном» и «прожитом» за день.
Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Продолжайте развивать общую и мелкую моторику.
Лепите, раскрашивайте, штрихуйте, рисуйте по клеточкам, пишите, вырезайте ножницами. Для развития мелкой моторики очень полезны игры со шнуровкой, вышивание, выжигание по дереву, пальчиковые игры и упражнения с су — джок и т. д. Для развития общей моторики играйте на воздухе в подвижные игры такие как: «Вышибалы», «Салочки», «Городки», «Кольцеброс» и др. Развивает общую моторику и координацию катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках.
! Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения в школе.