Советы логопеда для родителей малышей на лето
Рекомендации учителя – логопеда на летний период.
Во время летнего отдыха:
- Расширяйте словарный запас ребёнка.
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Обогащайте словарный запас ребенка новыми словами. Этому способствуют:
летние путешествия, новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсии в музеи, выходы в театр, в цирк.
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенные слова. Игра в слова: «Назови все свои игрушки», «Какими словами можно описать машинку, куклу и т. д.».
- Следите за грамматическим строем речи.
Исправляйте ошибки в употреблении предлогов. Например: «Я пришел с садика» – Я пришел из детского сада. Исправляйте ошибки в согласовании слов. Например: «У меня нет две конфеты» – У меня нет двух конфет. Неправильный порядок слов в предложении.
Продолжайте учить изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, гулял в саду; много это глаза – а один …; много это уши – а одно …и т.д.)
Игра: «Подбери подходящее по смыслу слово»: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
Игра: «Закончи предложение»: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
Игра: «Назови детенышей животных»: кто у медведицы – медвежата, у коровы — …, у слонихи — …, у овцы — … и т.д.
Можно неверно построить фразу, попросить ребенка найти ошибку: «В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт» или можно начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
- Развивайте связную речь.
Продолжайте вместе с ребенком читать художественные произведения, сказки, детские журналы, пересказывайте короткие сказки, рассказы, сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка. А в вечернее время беседуйте с ребенком об «увиденном» и «прожитом» за день.
Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Продолжайте развивать общую и мелкую моторику.
Лепите, раскрашивайте, штрихуйте, рисуйте по клеточкам, вырезайте ножницами. Для развития мелкой моторики очень полезны игры со шнуровкой, пальчиковые игры и упражнения и т. д. Для развития общей моторики играйте на воздухе в подвижные игры такие как: «Городки», «Кольцеброс» и др. Развивает общую моторику и координацию катание на велосипеде, самокате,
! Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи.