Статьи

Делюсь полезными советами и упражнениями для самостоятельной работы

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Врскобовича

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.

Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр — широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:

  1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
  2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
  3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
  4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
  5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
  6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Непременным условием развития детского интеллекта является обогащенная предметно-пространственная среда, данная методика уделяет этому вопросу большое внимание.

Фиолетовый Лес — это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. По сути, Фиолетовый Лес — это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

Действительно, неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда. Известно, что комплексное развитие интеллектуальной сферы в дошкольном возрасте повышает успешность обучения детей и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Дошкольники с развитыми мыслительными операциям, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способствует превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности.

Важное достоинство игровой деятельности — это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие игры В.В. Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Дети, которые развиваются по технологии В.В. Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.

Игра-конструктор «Геоконт»

В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят — это не просто доска, а сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»), в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются «серебряными».

На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветные резиночки), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели.

Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Игровой набор Геоконта — это приложение к сказке, придуманной Воскобовичем. Это методическая сказка с названием, в котором зашифровано слово «геометрия»: «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава». Начинается сказка, типичная для мышления физика, так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг — голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком — исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу — прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом — исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом — исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес»…

Ребенок, иллюстрируя сказку, с помощью резинок и гвоздиков создает изображения на «Геоконте». Он делает лучи и отрезки, которые называются «оранжевым криком Красного зверя», «зеленым свистом Желтой птицы» или «синим шепотом Голубой рыбы». В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

В пособии описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получится у детей.

« Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает мелкую моторику рук, психические процессы. Помогает изучить цвета, формы и величины.

«Игровой квадрат»

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно — в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху… Это неполный перечень только тех «превращений» Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать!

Все это возможно благодаря тому, что эта игрушка изготовлена из ткани. На тканевую основу наклеены пластиковые треугольники. Они разноцветные — зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Складывая «Квадрат» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с «Квадратом Воскобовича», воспитатель детского сада может давать задания на тренировку внимания, логики или сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, воспитатель спрашивает у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум — два, но если присмотреться внимательнее, то ясно, что квадратов три. А зеленый квадрат один. И таких заданий можно придумывать бесконечное множество! Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности. Если «Квадрат Воскобовича» есть у вас дома, его можно взять с собой даже на прогулку или в дорогу. Для детей постарше «Волшебный квадрат Воскобовича» — наверное, самая популярная игрушка. Этот четырехцветный Квадрат представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных также на гибкую тканевую поверхность в определенном порядке. Между квадратами оставляется небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.

Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д.

«Игровой квадрат» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат.

«Игровой квадрат» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.

«Игровой квадрат» формирует у ребенка:

  • абстрактное мышление
  • навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве
  • развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.

Игра-шнуровка «Ромашка»

Красивая ромашка поможет детям составлять новые слова и читать их.

Из ключевого слова можно составить 200 слов.

Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук. Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей  сообразительность и навыки чтения. Обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

 

«Логоформочки» Воскобовича
Это еще одна прекрасная развивающая игра Воскобовича. Поле игры разделено на квадраты размером 3х3. Внизу поля находится подвижная линейка. Передвигая линейку, можно моделировать геометрические и любые другие составные фигуры, которые составляются из 3 геометрических эталонных фигур красного цвета (круг, треугольник, квадрат) и 6 составных фигур зеленого цвета. Шесть составных фигур путем соединения верхней и нижней частей геометрических эталонных фигур. Каждая составная фигура имеет название по сходству с соответствующим предметом: грибок, вазочка, окно и т.д. Эти названия вы найдете по периметру инструкции. Названия этим фигурам ребенок по желанию может дать свои.

Каждую фигуру мысленно можно разделить на две части — верхнюю часть и нижнюю часть фигуры. Все фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах игрового поля расположены в определенном порядке, то есть: в вертикальных рядах у фигур одинаковые верхние половины (вершки), а в горизонтальных рядах — нижние половины (корешки). На каждой фигуре игрового поля есть пластмассовый гвоздик, с помощью которого удобно вынимать и вставлять фигуры в ячейки, как в формочки.

Есть много вариантов игры с малышами в Логоформочки Воскобовича. В них играют и дома, и в детских садах. Например, мама или воспитатель детского сада может выложить фигуру «грибок» на линейке, а ребенку необходимо найти на игровом поле получившуюся фигуру и вложить ее в ячейку или в формочку. К тому же, ребенку можно объяснить, из каких геометрических фигур состоит «грибок» (круг и треугольник). Другой вариант игры с Логоформочками Воскобовича, своеобразная игра в Вершки и Корешки. Выньте все фигуры из ячеек, а затем поставьте на поле любую фигуру и дайте задание ребенку собрать только корешки. Малыш начинает заполнять соответствующий горизонтальный или вертикальный ряд. У Логоформочек Воскобовича есть еще одно достоинство — фигурки могут служить раскрасками, их можно обводить и разукрашивать, рисовать с помощью них различные сюжеты. «Логоформочки» Воскобовича способствуют развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Ребенок научится анализировать, сравнивать, объединять части в целое.

 

Кораблик» Воскобовича
Любой корабль предвещает увлекательное плавание, а «Кораблик Буль-Буль» Воскобовича уплывает в математическую страну и увозит туда юных матросов. С таким корабликом математика превращается в увлекательную игру. А знания, полученные в такой необычной форме, никогда не сотрутся из памяти. Они станут прочным фундаментом для дальнейших успехов в учебе и познании окружающего мира.

Прежде всего, играя с «Корабликом» Воскобовича, ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С «Корабликом» ребенок легко ориентируется в таких понятиях, как количественный и порядковый счет. Кроме того, ребенок легко, как бы попутно и между делом закрепит понятия о цвете и высоте предметов, об их пространственных отношениях, познакомится с понятием «условность» с помощью «условной мерки» в виде флажка. С помощью мачт «Кораблика» ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

Мачты и флажки «Кораблика» Воскобовича выполнены из фанеры. Сам кораблик и все его элементы прикрепляются с помощью ленты-липучки на игровое поле, сделанное из ковролина.

 

Волшебная Восьмерка» Воскобовича Авторская методика для детей от 5 до 10 лет
Знакомство ребенка с цифрами при помощи этого необычного пособия доставит ему истинное удовольствие. Занятие математикой превратится в увлекательную игру. «Волшебная Восьмерка» Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры.

Эта увлекательная и развивающая игра представляет собою основу, изготовленную из дощечки. На дощечку с помощью резинок крепятся разноцветные детали цифр, тоже фанерные. Ребенок должен научиться складывать из этих деталей-палочек все цифры от 0 до 9. Попутно ребенок усваивает понятие о цвете при помощи особой считалки Воскобовича. Она звучит так: «Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи». В этой считалке начальные буквы соответствуют 7 цветам радуги. Самое основное правило — цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно. Часто воспитатели в детских садах дают детям задания на поиск ошибок в составленных воспитателями или другими детьми цифрах. Ребенок должен устранить неверную последовательность цветов или придумать свои собственные задания. В начале занятий можно воспользоваться прилагающейся к игре инструкцией, в которой описаны некоторые варианты игр. Например, игра Зашифруй цифру: перед малышом выложена цифра «восемь». Предложите из нее сделать цифру «девять» и произнести считалку, которая в результате получится (Кохле-Охле-Желе-Зеле-Селе-Фи). А теперь вы произнесите ребенку шифр-пословицу (Кохле-Желе-Зеле-Фи), а малыш выложит получившуюся цифру («четыре»).

 

Волшебная Восьмерка-3″ Воскобовича

Для детей от 3 до 9 лет Воскобович сконструировал еще один вариант развивающей игры «Волшебная Восьмерка-3». Эта замечательная игра аналогична Волшебной восьмерке №1, но только большего размера. Игра в Восьмерку также состоит из фанерного поля, к которому с помощью резинок крепятся 7 деревянных деталей всех цветов радуги с одной стороны и одного цвета — с другой. Под деталями пословица-шифр (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ). Но эта игра более разнообразна по степеням сложности. Степеней сложности три.

Первая степень — это когда ребенок должен конструировать цифры по схеме: от 0 до 9 из однотонных деталей. Вторая степень сложности — это умение конструирования цифр по словесной модели. Для этого родителям или педагогу нужно будет выучить считалку-шифр. В ней каждое слово соответствует не только определенной детали в цифрах, но и цвета детали. Когда ребенок поймет и запомнит эту закономерность, можно будет загадывать цифры, шифруя их словами считалки или цветами радуги. Например, цифра «восемь» соответствует считалке КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ, а цифра «девять» — КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ. Третья степень сложности — это достижение умения оформить мысленное представление о цифре в слове без опоры на действие. Например, попросите ребенка вспомнить все цифры, в которых есть зеленая деталь, не собирая цифру. Сколько их всего? Благодаря этому пособию ваш ребенок научится составлять цифры из палочек, разовьет память, внимание, образное и логическое мышление, координацию рук, мелкую моторику рук.

 

Черепашки» Воскобовича
Авторская методика для детей от 4 до 6 лет
Это пособие для не одной игры, но для стольких игр, сколько придумают дети от 4 до 6 лет. Детали этой своеобразной мозаики представляют собой пластины-черепашки и само игровое поле с прорезями, в которые можно вертикально вставлять эти детальки, получая при этом самые разнообразные фигурки от зверушек, настоящих и фантастических, до различных предметов, которые интересуют детей.

Пластины отличаются между собой: есть одна одинарная, есть пластины, соединенные по две, три, четыре и пять. Соединенные пластины — это домики для черепашек. Домики разных цветов. Используя их в игре, дети параллельно знакомятся с такими математическими понятиями, как: «столько же», «больше-меньше». В комплекте развивающей игры есть бежевые пластины со слогами. Слоги — это имена черепашек, которые живут в Фиолетовом Лесу. Их зовут Фа, Фо, Фу, Фы, Фэ и ребенок должен поселить каждую черепашку в свой домик.

Используя эту игру, дети будут умело обходиться с числами в пределах пяти, составлять различные фигуры, пользуясь схемой уменьшенного масштаба. Эта игрушка будет способствовать развитию воображения, памяти, моторики рук, даст элементарные математические знания.

Развивающая среда «Фиолетовый лес» представляет интерес не только для дошкольников, но и для учащихся начальной школы, особенно для первоклассников. Он может использоваться как при изучении предметных областей (русский язык и родной язык, математика и информатика, окружающий мир, технология), так и при организации внеурочной деятельности.

Логопеды и дефектологи успешно используют его в работе с детьми с нарушениями речи, слуха, интеллекта, ранним детским аутизмом.

В методическом пособии представлены игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Они условно разделены на следующие блоки:
— Ознакомление с окружающим миром
— Развитие психических процессов
— Сенсорное развитие
— Играем в математику
— Чтение через игру
— Художественно-эстетическое развитие
— Социально-коммуникативное развитие
— Физическое развитие

22 игровые ситуации для детей дошкольного возраста (направленные на социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие) – например, «Помоги утеплить норки», «Украсим деревья листочками», «Откуда выпал листик?», «Продолжи ряд», «Помоги мышатам сосчитать листочки», «Ищем волшебные слова», «Буквы потерялись», «Смешиваем цвета», «Добрые слова» и т.д.;

В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей, создаются условия для общения и совместной деятельности взрослых и детей разного возраста, двигательной активности детей, возможности уединения и проектирования собственного пространства.

Comments for this post are closed.

Советы логопеда

Развитие речи у ребенка – это достаточно сложный и ответственный …

Советы логопеда для родителей детей под. гр. на лето

Рекомендации учителя – логопеда на летний период детям подготовительной …