Статьи

Делюсь полезными советами и упражнениями для самостоятельной работы

Кто такие логопед и дефектолог.

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей.

Дефектолог — это специалист, который помогает детям, имеющим психические и физические недостатки, адаптироваться в обществе.

Дефектология – наука о дефекте, которая охватывает вообще все возможные нарушения. У детей могут быть дефекты (нарушения) зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, и речи.

С каждым из этих дефектов работает свой специалист:

– с нарушениями зрения – тифлопедагог;
– с нарушениями интеллекта – олигофренопедагог;
– с дефектами слуха – сурдопедагог
– с нарушениями речи – логопед (учитель-логопед).

Все эти специалисты – дефектологи, так как изначально корректируют дефекты, каждый в своей области. Традиционно приставку «дефектолог» не произносят. Обращаясь, например, к сурдопедагогу, мы подразумеваем, что он дефектолог-сурдопедагог.

Еще один пример: мы не разделяем понятия «хирург» и «врач-хирург», потому что хирург по умолчанию врач, и разделять эти понятия неверно.

Чем отличается логопед от дефектолога?

Многих родителей, которые сталкиваются с проблемами речевого или интеллектуального развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом им необходимо заниматься?

Как правило, первыми, к кому обращаются родители детей, со своим беспокойством относительно развития ребенка, являются врачи. Но педиатр, невролог и психиатр по-своему называют коррекционных педагогов: дефектолог, логопед, логопед-дефектолог и т.д. Очень часто и сами коррекционные педагоги называют себя: нейрологопедами, нейродефектологами и клиническими логопедами, что на самом деле хоть и соответствует действительности, но по факту путает не только самих родителей, но и коррекционных педагогов. Поэтому очень часто родители детей с речевыми и/или интеллектуальными нарушениями находятся в замешательстве, чем же отличаются друг от друга эти коррекционные педагоги?

Сейчас я более подробно остановлюсь на том, чем же занимается каждый из вышеперечисленных специалистов и чем они друг от друга отличаются.

Дефектолог, в широком смысле трактовки этого термина — это специалист в области изучения, обучения, воспитания и адаптации детей с отклонениями в развитии. В узком понимании этого термина дефектолог — это коррекционный педагог.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • Логопедия — занимается коррекцией речевых нарушений;
  • Олигофренопедагогика — занимается коррекцией интеллектуальных нарушений;
  • Тифлопедагогика — занимается обучением детей с нарушением зрения;
  • Сурдопедагогика — занимается обучением детей с нарушениями слуха.

Как мы видим, «дефектология» — это профессия (квалификация), а «логопед», «тифлопедагог», «сурдопедагог» и «олигофренопедагог» — это специализация, то есть профиль образовательной программы по которой, проходил обучение дефектолог. Если провести аналогию с врачами — это как «врач» и «врач — невролог» или «врач — психиатр». Соответственно логопед — это и есть дефектолог, но логопед занимается коррекцией речевых нарушений. А также есть дефектологи со специализацией по олигофренопедагогике, тифлопедагогике и сурдопедагогике.

Соответственно выбор коррекционного педагога, зависит от того, какое нарушение у конкретного ребенка:

  • Если у ребенка есть какое — либо речевое нарушение, то ему необходим — логопед;
  • Если у ребенка интеллектуальное нарушение, то ему необходим — олигофренопедагог;
  • Если у ребенка нарушение зрения, то ему необходим — тифлопедагог;
  • Если у ребенка нарушениями слуха, то ему необходим — сурдопедагог.

Детям с «сочетанными нарушениями» чаще всего нужно несколько специалистов, например логопед и олигофренопедагог.

«Нейрологопедами», «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», как правило, представляются те специалисты, которые хотят произвести неизгладимое впечатление на родителей ребенка.

Вы можете мне возразить, мол есть вузы где обучают таких специалистов. Да, действительно есть. Это, как правило, программы профессиональной переподготовки специалистов, где в максимально сжатые сроки от 2 месяцев до года Вам дают необходимые знания. Либо программы магистратуры, рассчитанные на 2 года. По итогам обучения слушатели данных направлений подготовки по профилю «нейрологопедия», «нейродефектология» и «клиническая логопедия» получают диплом о профессиональной переподготовки или удостоверение о повышении квалификации. Но если подробно изучить их программу обучения, ознакомится с дисциплинами, то, кроме как количеством академических часов, необходимых для изучения различных дисциплин они ничем не отличаются от тех «обычных дефектологов» имеющих тот или иной профиль подготовки. Поэтому это всего лишь маркетинговый ход направленный на повышение интереса покупателей.

Часто обобщающим словом «дефектолог» могут представляться еще и те, кто окончил профиль олигофренопедагогики. И это оправдано. Так как принята Болонская декларация — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства, термин «олигофренопедагог» упразднился и его место заняли термины «специальный психолог», «коррекционный психолог» и «коррекционный педагог». Да и само слово олигофренопедагог зачастую вызывает у родителей чувство отторжения, поэтому «дефектологов – олигофренопедагогов» они старательно избегают.

Вся это путница с терминологией вышла не только из-за перемен в системе высшего образования, но и из-за нас самих. Мы сами зачастую пытаемся произвести впечатление на мам и пап и называем себя «нейрологопедами» , «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», а иногда и чрезмерно деликатничаем и не называем вещи своими именами, боимся сказать, что данному ребенку необходим олигофренопедагог. Поэтому стали путаться не только родители и врачи, но уже и сами дефектологи не всегда понимают, что входит в их профессиональные компетенции. Так давайте же будем называть вещи своими именами и не вводить в заблуждение себя, клиентов и врачей. Дефектологов (коррекционных педагогов) как было 4 специализации: логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика и сурдопедагогика так и осталось. И выбор коррекционного педагога зависит от того какое нарушение у ребенка является первичным.

 

 

Кто такой логопед и чем он занимается?

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых.
Распространённым считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, т.е. «ставит» звуки. В действительности, в задачи работы логопеда входят: совершенствование слоговой структуры слова, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики).
Для оказания квалифицированной помощи детям, учитель-логопед должен обладать основами медицинских знаний (невропатология, анатомия и физиология органов речи, слуха и зрения), без которых невозможно верно определить речевое нарушение у ребенка, а тем более заниматься его коррекцией.
Учитель-логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений:
1) нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
2) нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
3) нарушения голоса (дисфония, афония);
4) недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
5) нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
Перечисленные выше нарушения речи объединяются в группы:
1) фонетическое недоразвитие речи – нарушение произношения звуков (ФНР);
2) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношения в сочетании с недоразвитием фонематического слуха (умения различать звуки);
3) общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, т.е. всех структур языковой системы.
В рамках данной статьи, конечно, нельзя обойти стороной и тему, касающуюся возраста обращения к логопеду.
Итак, Вам необходимо обратиться за помощью к профессиональному логопеду если:
— в 2 — 3 месяца у ребенка не наблюдается гуление;
— в 6-7 месяцев отсутствует лепет;
— в 1 год малыш не пытается произносить слова;
— в 2 года отсутствуют слова и фразы в речи вашего малыша;
— в 3 года консультация логопеда рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет;
— в 5 лет ребёнок испытывает трудности в построении фраз и предложений, в пересказе небольших сказок, рассказов, придумывании своих историй.
Уважаемые родители, помните, чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем успешнее будут результаты коррекционной работы!

 

Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет в норме
и при задержке речевого развития

Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

При норме развития у ребёнка с 3х до 5 месяцев отмечается время активного гуления, малыш распевает гласные, угукает и агукает. Проявляет «комплекс оживления» по отношению к взрослому.

К концу пятого месяца гуление сменяется лепетом: ребёнок начинает многократно произносить цепочки простых слогов ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба. Это ещё не осознанные слова, а лишь простые в произношении цепочки слогов.

К году лепет переходит в осмысленные простые слова мама, папа, баба, дай, бах. В этот период допускается замена сложных слов более простыми, подражательными. Примерное количество слов к концу года – от 10 до 25.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы только в том случае, если кроме них при общении используются ещё и слова.

К концу второго года жизни происходит «Лексический взрыв». В это время активно появляются первые фразы, короткие словосочетания с выраженным интонированием. Озвучивание предметов по просьбе. Регулярное использование уменьшительных суффиксов. Появление первых падежных окончаний и формы множественного числа. Оповещение о своих действиях. Происходит вытеснение из речи лепетных слов.

В возрасте от 2х до 3х лет у малыша активно развивается речь. Обогащается словарь, активно используются существительные и глаголы, в речи появляются слова-признаки, предлоги. Все эти слова ребёнок объединяет в фразы. В этом возрасте активно проявляется словотворчество, это нормальный этап речевого развития. Ребенок пробует «на вкус» разные виды словоизменения и словообразования и активно «творит» новые формы слов: «тёркает» вместо «натирает», «прыгачая» вместо «прыгучая», «стекловый» вместо «стеклянный», «лисиный» вместо «лисий» и т.д. Это очень интересный этап речевого развития, который закончится усвоением правильных лексико-грамматических форм русского языка к 5-ти – 6-ти годам. На данном этапе фразы простые и могут содержать ошибки в согласовании слов: «Это мой мама», «Я еду на машина». К 4м годам при норме речевого развития количество данных ошибок уменьшается, а в 5 лет встречается только при использовании новых слов или построении сложной фразы.

Тревожные симптомы:

у ребёнка нет гуления, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
«гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
появляются трудности с жеванием, глотанием;
к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
к 2м годам отсутствуют фразы;
к 3м годам ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
прерывание речевого развитие, распад ранее полученных навыков.

При несоответствии возрастной норме речевого развития ребёнка нужно:

обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Уберите планшет и мультики, «развивающие» говорящие игрушки – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что захочется ее «озвучить».
Разговаривайте с ребёнком, постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Пойте песни, читайте короткие детские стихи, потешки, сказки. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией.
Из слов составляйте простые предложения, подкрепляйте их крупной и понятной для ребёнка картинкой.
Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, используйте элементы массажа. Игры с мелкими предметами, пластилином, природным материалом способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи.
Побуждайте говорить. Задавайте простые вопросы («где?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай машинку»), спрашивайте, как у него дела и т. д. Многие — молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. Не поддавайтесь.
Научите ребёнка сильному/плавному выдоху. Играйте вместе на дудочке, губной гармошке. Устройте «Бурю в стакане» или «Листопад».
Обеспечьте ребёнку активную речевую среду в коллективе сверстников.

Норма звукопроизношения у детей по возрастам

Полезная литература для родителей и совместных занятий с ребёнком:

Н.В. Нищева: Если ребенок плохо говорит.
Н.В. Нищева: Веселая артикуляционная гимнастика.
Н.В. Нищева: Расти, малыш! Занимаюсь с логопедом. Вызывание фразовой речи у детей с 2 до 3 лет.
Н.В. Нищева: Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь.

Игры для развития мелкой моторики и познавательных процессов из подручных материалов:

Лабиринты
Чудесный мешочек
Что в коробке?
Бусы для мамы
Достань пушистый комочек

Comments for this post are closed.

Советы логопеда

Развитие речи у ребенка – это достаточно сложный и ответственный …

Советы логопеда для родителей детей под. гр. на лето

Рекомендации учителя – логопеда на летний период детям подготовительной …