Статьи

Делюсь полезными советами и упражнениями для самостоятельной работы

Развиваемся, играя

«Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло»

Протагор.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида является организованная образовательная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Именно в процессе игры происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, «появляются психические новообразования» (Е.В.Карпова). Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. «Игра — есть средство познания ребенком действительности» (Д .Б. Эльконин).

Развивающие игры – средство обучения детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Поэтому они используются при усвоении любого программного материала и проводятся на индивидуальных и групповых занятиях как учителем – дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей с ОВЗ. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Такие дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

«Давай поиграем!» – часто слышим мы эту просьбу от детей – дошкольников. Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка. Это своеобразная форма учебной деятельности, которая появляется уже в старшем дошкольном возрасте. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей, т.е. те качества, которые необходимы для их дальнейшей жизни. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Играя, ребенок приобретает эти новые знания, умения и навыки, даже не догадываясь об этом. Это особенно важно и актуально для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра- «основное занятие детей, их работа. Только в игре часто сложное становится доступным.» (Н.В.Новотворцева). Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Как отмечают ученые, исследующие особенности развития детей с ОВЗ, в первую очередь у них отмечается отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания в детском саду особая роль в активации познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ отводится развивающим играм, имеющим две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Как отмечает Е.А Стребелева, необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Катится — не катится» ( пример Е. А. Стребелевой) обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатиться только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели. К.Д.Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Это очень важный и существенный аспект развивающих игр при рассматривании их как способа обучения.

Вся познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие психических процессов в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием предметов окружающего мира. Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у проблемных детей дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания. Игры и упражнения, в которых проблемный ребенок действует путем проб и примеривания развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях

Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы, сформировать и развивать на их основе представления. Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени (игры с отсрочкой) тот или иной предмет, его свойство. То есть посредством развивающих игр мы учим ребенка оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности. А это и есть одна из важнейших задач при развитии мыслительных процессов дошкольников с ОВЗ.

Детям с ОВЗ характерна речевая пассивность. Объясняя ее причины, В.Г. Петрова указывает, что ее следует искать не столько в недоразвитии речи, «…сколько в недостаточности волевой сферы». Снижение волевых усилий приводит к ослаблению побудительных мотивов речи, к нарушению тех внутренних стрем­лений, которые заставляют ребенка поддерживать общение. Ввиду того, что учебная деятельность не является главной, определя­ющей для инфантильного ребенка, необходимо для воспитания поз­навательного интереса, для создания условий повышения речевой мотивации, использовать устойчивый интерес детей к развивающей игре, создать эмоциональную заинтересованность, которая была бы стимулом для выполнения учебного задания.

В играх дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением. Трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становления полноценной речи. Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает, не только закрепляет в сознании ребенка образ предмета, образное представление, но и дает возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка. Именно это и происходит в играх «Лото с названием», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что где растет?», «Знаешь ли ты?»,лото и т.п. Слово, вызывающее в памяти ребенка нужное представление, может стать в дальнейшем основой понимания рассказов, сказок, словесных инструкций независимо от ситуации. В процессе проведения развивающих игр дети закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением строить вопросительные предложения с ин­тонацией вопроса, поддерживать беседу и, наконец, усваива­ют последовательность, в которой надо строить связное опи­сание предмета, а в дальнейшем — строить диалог.

Благодаря играм можно так организовать деятельность детей, что она будет способствовать формированию у них умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. Развивающие игры с разнообразными поручениями, содержащими двойные инструкции, помогают осмыслить свою самостоятельную деятельность. В процессе игр педагог учит детей прибегать к помощи вспомогательных предметов – орудий ( «Помоги обезьянке достать банан, подвешенный к потолку» .В комнате находятся разнообразные предметы, в углу комнаты стоит стул). Чем разнообразнее и сложнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Ребенку с ОВЗ для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется многократные повторения. Развивающие игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Таким образом, особая роль развивающих игр в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения непринужденным, эмоциональным, действенным.

Успешному проведению дидактических игр способствует и умелое педагогическое руководство ими. Как отмечалось ранее, для детей с ОВЗ эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Он незаметно ограничивает действия детей, направляет их внимание на выполнение конкретной задачи при усвоении программного материала.

Важным условием результативного использования развивающих игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Развивающие игры необходимо проводить в порядке постепенного усложнения с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения и др. Поэтому, в первую очередь проводятся игры на выполнения заданий по практической ориентировке, затем – игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем – игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе развивающих игр чувственный опыт, обобщенный в слове и уметь оперировать образцами – представлениями, вызванными этим словом.

Развивающие игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития психических процессов, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, уметь ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников). Игровая форма обучения — очень важный и адекватный путь подготовки детей к учебной работе в школе, т.к. и дальше активно применяется на начальных этапах обучения в младшем школьном возрасте.

Рекомендуемая литература:

1 Баряева Л., Зорин А. «Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием».//Дошкольное воспитание. М., 1998 г. — №4.

2 Катаева А.А., Стребелева Е.А., «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». – М. 2001 г.

3. «Игры и упражнения в обучении шестилеток» / под ред.Н. В. Серж — Минск, 1985 г.

4. Минскин Е. М. «От игры к знаниям». –М.1992 г.

5. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 1997 г.

6. Новотворцева Н.В. «Дидактические игры в начальный период обучения».- Ярославль, 1995 г.

«Семья Змея Горыныча»

Цель. Учить детей правильно согласовывать числительные 1-3-5 с существительными в именительном падеже.

Оборудование. Три плаката с изображением семьи Змея Горыныча (У малыша одна голова, у мамы три головы, у папы пять голов). Карточки с предметными картинками (головные уборы, овощи, фрукты и т.д.)

Ход игры. Педагог предлагает детям познакомиться с героями сказки. — Это семья Змея Горыныча. Назовите, сколько у кого голов? Рассмотрите предметы на рисунках. Они нужны всем членам семьи Змея Горыныча. Скажите, сколько и чего понадобится каждому из них?

«Чудо-дерево».

Цель. Формирование навыков звуко-буквенного анализа. Учить детей устанавливать по­следовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. Учить составлять слова из отдельных букв. В процессе игры развивать внимание, мышление.

Оборудование. Большой плакат с изображением дерева с разными фруктами, на каждом написана одна буква. Вырезанные листья и фрукты с буквами, соответствующие листьям и фруктам на дереве. Под деревом рисунки, рядом с которыми выложены листья и фрукты без букв. Их количество соответствует количеству букв в данном слове.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на чудо-дерево.

-В саду у Миши растет удивительное дерево. На нем созрели разные фрукты: груши, яблоки, персики, апельсины. На каждом из плодов и листьев написана только одна буква. Вы можете составить из них любые слова. А для начала выберите фрукты с теми буквами, которые необходимы для подписания данных рисунков. Будьте внимательны при определении последовательности звуков в слове. Дети выбирают нужные буквы (листья, фрукты) и составляют слова.

«Что не подходит?» или «4-лишний»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, наглядно-образное, логическое мышление. Учить находить существенные признаки и по этим признакам объединять различные объекты

Оборудование. Карточки с изображением предметов, символов, времен года, частей суток и т.д.

Ход игры. Педагог предлагает детям собрать одинаковые карточки, внимательно рассмотреть их и сказать, какая карточка не подходит к остальным. Хорошо, если дети самостоятельно объясняют свой выбор, называют отличительные признаки. В случае затруднения, педагог задает наводящие вопросы.

«Слоговые домики»

Цель. Закрепление навыков слогового анализа слова. Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование. Пятиэтажный дом с окнами- карманчиками куда вставляются карточки с картинками.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на то, что у дома несколько этажей. Дети считают и показывают, где находится первый, второй, третий и т.д. этажи. Предлагает детям назвать картинки, разделить слова на слоги, определить количество слогов в слове. Поясняет, что карточки нужно разложить таким образом: на первом этаже будут «жить» карточки со словами из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трех, на четвертом из четырех, на пятом из пяти слогов.

«Теремок»

Цель. Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления. Обучение чтению по слогам.

Оборудование. Теремок с окнами- карманчиками куда вставляются карточки с картинками, с цифрами, с буквами (согласные- синие, гласные-красные) ,карточки со слогами.

Ход игры.

Задание №1

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть и запомнить кто «живет» в теремке. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной. В это время педагог убирает одну или несколько картинок (в зависимости от возраста ребенка). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на оставшиеся картинки и угадать, какие картинки убраны педагогом ( «спрятались» ).

Задание №2

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть и запомнить кто «живет» в теремке. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной. В это время педагог добавляет одну (потом 2-3) картинки. Осмотрев картинки, ребенок должен сказать, какие картинки появились.

Задание №3

В теремке выставлены карточки с картинками (их количество зависит от возраста ребенка). Потом карточки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит место расположения каждой карточки.

Задание №4

Вначале педагог показывает ребенку 2-3 и более (зависит и возраста ребенка) карточки-картинки, «живущие» в теремке. Картинки убираются. Педагог раскладывает все приготовленные ранее карточки, а ребенок показывает (если сможет, то и называет) те картинки (цифры, буквы), которые ему были предъявлены вначале.

Задание №5

Является усложненным вариантом задания №4. Ребенок должен не только найти картинки (цифры, буквы), которые ему показали, но и расположить их в той последовательности, в которой ему показал педагог.

Задание №6

Педагог произносит ряд слов, а ребенок запоминает их и из выставленных в теремке картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам.

Задание №7

Ребенок должен внимательно послушать те слова, которые скажет педагог, запомнить их , а потом повторить. Правильно названные картинки выставляются педагогом в теремке.

Задание №8 (Старший дошкольный возраст).

Педагог произносит ряд вслух ряд слов и предлагает ребенку запомнить их с помощью картинок, выставленных в теремке (опосредованное запоминание). К каждому слову ребенок подбирает подходящую по смыслу картинку и откладывает ее в сторону. Например, к слову молоко можно взять картинку с изображением коровы, а к слову зима подойдет картинка , на которой изображен снеговик. Затем педагог просит ребенка припомнить слова, опираясь на выставленные картинки.

«Что за чем?»

Цель. Развивать зрительное восприятие, внимания, логическое мышление, связную речь. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями. Учить объединять последовательные действия в единый сюжет.

Оборудование. Карточки с изображением предметов, символов, времен года, частей суток и т.д. Сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуацией.

Ход игры.

Задание №1

Ребенку даются карточки с изображением фигур или предметов и предлагается разложить их в определенной последовательности. Первоначально педагог может объяснить и показать, как это надо делать, а потом ограничиться только словесной инструкцией. В случае затруднения педагог обращает внимание детей на признаки сходства и различия.

Задание №2

Вариант 1.Педагог читает рассказ. Ребенок самостоятельно раскладывает картинки и повторяет рассказ. В случае затруднений педагог задает наводящие вопросы.

Вариант 2.

Ребенок рассматривает серию картинок, затем самостоятельно раскладывает карточки в нужном порядке и составляет по ним связный рассказ. Педагог уточняет, что картинки надо разложить так, чтобы получилась история с началом, серединой и концом. (Картинку, на которой нарисовано начало истории положить первой. Дальше должно быть продолжение истории. На последней картинки в ряду должен быть конец истории).

Вариант 3.

Ребенок рассматривает серию картинок, устанавливает их последовательность, потом переворачивает картинки и рассказывает их содержание по памяти.(Придумывает название рассказу, а также дополняет его предыдущим или последующим событием).

«Расшифруй слово»

Цель. Развивать зрительное восприятие, внимания, мышление, память, навыки чтения, звукобуквенный анализ, связную речь.

Оборудование. 1). Карты, разделенные на 9 частей ( 9квадратов). В них вписаны буквы (слоги). Под буквами (слогами) написаны цифры. 2).Карта, разделена на 9 частей ( 9квадратов). В квадратах вписаны буквы. В других таких же картах, проведена стрелка в определенном направлении. 3).Карта, разделена на 9 частей ( 9 квадратов). Квадраты разного цвета. В которых вписаны буквы черного цвета. Небольшие карточки разных цветов (без букв). Цвета соответствуют цветовой гамме карты, разделенной на квадраты с буквами.

Ход игры.

Задание №1

Педагог предлагает детям посмотреть на ряд цифр, а затем прочитать слова на карточках, расположив буквы (слоги) по порядку в соответствии с цифрами.

Задание №2

Является усложненным вариантом задания №1(старший дошкольный возраст).

Педагог предлагает детям прослушать, ряд цифр, запомнить их, повторить в том же порядке, а затем прочитать слова на карточках, расположив буквы (слоги) по порядку в соответствии с цифрами.

Задание №3

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть расположение букв на карте (карта без цифр). Далее ребенку демонстрируется карта со стрелкой и предлагается прочитать слово, расположив буквы в соответствии направления стрелки.

Задание №4

Является усложненным вариантом задания №3(старший дошкольный возраст).

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть и запомнить расположение букв на карте (карта без цифр). Затем ребенок по памяти «читает» слово по карте со стрелкой, располагая буквы в соответствии направления стрелки.

Задание №5

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть расположение букв на карте, назвать цвета. (Например, буква А- в красном квадрате, буква Б- в синем квадрате и т.д.). Затем педагог выкладывает разноцветные карточки (без букв) в определенном порядке. Ребенок читает слово, соотнося цвет карточки с буквой , расположенной на квадрате такого же цвета как и карточка.

Задание №6

Является усложненным вариантом задания №5(старший дошкольный возраст).

Педагог выкладывает разноцветные карточки (без букв) в определенном порядке. Он предлагает ребенку внимательно рассмотреть и запомнить расположение карточек. Затем цветные карточки убираются и ребенок по памяти читает слово, соотнося цвет карточки с буквой.

«Учим стихотворение»

Цель. Развивать зрительное восприятие, внимания, мышление, память, чувство ритма, связную речь.

Оборудование. Большая сюжетная картина, стихотворение Е. Каргановой :

«Мы хотим ,чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Что бы лил веселый летний дождь»

Ход игры.

Педагог выразительно наизусть читает детям стихотворение. После прочтения стихотворения говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение. Далее педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль. После этого, он выясняет, какие слова детям не понятны, в доступной форме объясняя их значение. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения, дети проговаривают ее хором и на сюжетной картине находят соответствующий объект из стихотворения. А потом индивидуально дети проговаривают каждую строчку стихотворения, опираясь на сюжетную картину. Педагог обязательно учитывает индивидуальные возможности детей, поэтому в числе первых рассказывает по картине стихотворение тот ребенок, который запоминает быстрее других.

«Развивающие сказки»

Цель. Развивать зрительное восприятие и слуховое внимание, логическое мышление, память, связную речь; учить воспринимать целостную ситуацию, изображенную на картине, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями. Учить пересказывать, опираясь на сюжетную картину.

Оборудование. Сюжетные картины к сказкам. Сказки Н.В. Нищевой: «Как кузнечик помогал слабым», «Как крабик дом искал», «Как зверята подружились», «Как сорока клеста судила», «Как олененку маму искали», «Как гусь всем завидовал», «Как лебедь остался один», «Как щенок узнал кто всех важнее».

Ход игры.

Педагог вместе с детьми рассматривает картину и называет изображенные на ней предметы. Затем дети, отвечая на вопросы педагога, называют эти предметы. Дети совместно с педагогом устанавливают связь между предметами и явлениями, изображенными на картине. Определяются внешние признаки и свойства предметов. Затем педагог читает сказку по данной картине. Педагог обращает внимание детей на последовательность событий в сказке путем наводящих вопросов. Сначала допустимы краткие ответы детей на вопросы педагога, а затем, когда последовательность происходящих на картине событий соотнесена с содержанием сказки и была понята детьми, они учатся строить развернутые предложения. В зависимости от состояния речи детей, их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность пересказа определяется самостоятельностью ребенка в построении ответа на вопросы педагога, вариативностью построения ответа, развернутостью рассказа (насколько полно отражено содержание сказки в картине).

Comments for this post are closed.

Советы логопеда

Развитие речи у ребенка – это достаточно сложный и ответственный …

Советы логопеда для родителей детей под. гр. на лето

Рекомендации учителя – логопеда на летний период детям подготовительной …