Система коррекционной работы по развитию мышления дошкольников с ОВЗ.
Среди разнообразных отклонений в развитии, встречающихся у детей (снижение слуха, зрения, нарушения речи и др.), задержка психического развития является одним из наиболее распространенных.
В связи с этим проблема разностороннего изучения и коррекции психического развития этой категории детей стала особенно актуальной.
В качестве первопричины отставания в развитии общих умственных способностей к усвоению знаний выступают как социальные, так и биологические факторы. Неблагоприятные социально-педагогические условия в раннем дошкольном возрасте могут оказаться существенным тормозом в формировании умственных способностей. Для преодоления их отрицательного влияния требуется особая коррекционная работа в дошкольном возрасте, без которой дети окажутся в числе отстающих учеников уже в первый период их пребывания в школе.
Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР важно не только с диагностической точки зрения (ограничения их от нормально развивающихся сверстников и детей с другими отклонениями в развитии), но и для выбора методов коррекционного обучения и развития дошкольников. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем больше возможности того, что к началу школьного обучения выраженная задержка трансформируется в более легкую (что зависит также от причины возникновения), и ребенок сможет посещать массовую школу. В противном же случае в стенах массовой школы без специальной программы проявится и будет констатирована педагогическая запущенность, либо ребенок после 2-3-х классов будет ошибочно направлен во вспомогательную школу. Таким образом, будет потеряно время для коррекции, а у ребенка сформируется негативное отношение к обучению.
Как показывают исследования (А.В. Запорожец, 1986; А.А. Люблинской, 1960; Н.Н. Поддъякова, 1977; Д.Б. Эльконина, 1950 и др.), у нормально развивающихся дошкольников происходит формирование всех мыслительных операций. В рамках наглядно-образного мышления, функционирующего в единстве с речевой деятельностью, складываются умения оперировать конкретными понятиями, устанавливать причинно-следственные и другие логические зависимости между наблюдаемыми явлениями. К концу дошкольного возраста, при соответствующем воспитании и обучении, у детей имеются все необходимые предпосылки для усвоения систематических школьных знаний, для овладения некоторыми теоретическими обобщениями (Л.В. Кузнецова, 1981; Н.А. Цыпина, 1987; А.Ю. Ратнер, 1990 и др.).
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается иная картина, поскольку в начале школьного возраста они значительно отличаются от нормально развивающихся детей не только по степени сформированности произвольной деятельности, эмоционально-личностного отношения к учению, но и по уровню развития большинства психических функций (пространственных представлений, мышления, речи и др.). (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; Т.В. Егорова, 1973; В.И. Лубовский, 1972; В.В. Лебединский, 1985;Е.В. Мальцева, 1990 и др.).
Одна из задач, которая сегодня стоит перед коррекционными педагогами – это поиски путей эффективного обучения дошкольников, что является одним из актуальных направлений совершенствования системы обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Задача данного сообщения — показать перспективность достижения более высокого уровня развития мыслительной деятельности детей с ОВЗ в условиях специально разработанной системы коррекционной работы.
Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с ОВЗ имеет особое значение.
«Давай поиграем!» – часто слышим мы эту просьбу от детей – дошкольников. Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, даже не догадываясь об этом. Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Как отмечают ученые, исследующие особенности развития проблемных детей, в первую очередь у них отмечается отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания особую роль в активации их познавательной деятельности играют дидактические игры.
В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.
Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе.
Проанализировав нормативно-правовые документы и психолого–педагогическую литературу, раскрыв особенности развития мыслительной деятельности детей, была разработана система коррекционной работы по развитию мышления дошкольников с ОВЗ.
В системе коррекционной работы по развитию мышления дошкольников с ОВЗ предусматривается четыре основных аспекта, на основе которых происходит положительная динамика в развитии:
— координационная и коррекционная деятельность дефектолога;
— взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ;
— лечение у психиатра и других специалистов медицинского профиля;
-активное сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников.
Работа с родителями была определена как одно из наиболее важных направлений коррекционной работы с детьми. Эффективность системного подхода определялась по такому показателю, как заинтересованность родителей в развитии мышления детей.
Анкетирование позволило выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития познавательных способностей детей. Анализ показал, что 60% родителей испытывают потребность в рекомендациях по коррекционно-воспитательной работе с детьми; 30% родителей не считают необходимым заниматься с ребенком; 10% родителей не считают необходимым принимать участие в каких-либо совместных формах работ. Анкетирование родителей показало, что родители хотели бы помочь своему ребенку в развитии мышления, но не знают как. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать совместное сотрудничество с родителями в различных ее формах: дни открытых дверей, творческие мастерские по приобщению родителей к совместной деятельности, встречи со специалистами ДОУ, открытые просмотры педагогического процесса, круглые столы, традиционные формы — родительские собрания, а также индивидуальные беседы и консультации по инициативе родителей. На конец учебного года 80% родителей были заинтересованы в развитии мыслительной деятельности своих детей и удовлетворены оказанной им консультативной помощи.
Особое значение в системе коррекционной работы является взаимодействие педагогов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
Работа проводится во взаимодействии с воспитателями, учителем — логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинской сестрой. В совместной работе применяется индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку и единый стиль работы в целом, на основе которых происходит положительная динамика в развитии мыслительной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Диагноз, структура дефекта, компенсаторные возможности ребенка, определяют содержание и структуру деятельности педагогов. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях учителем-дефектологом, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
Совместная слаженная работа педагогов способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию мышления у дошкольников с ОВЗ.
Учитывая уровень развития мышления, речи, особенности сенсорной сферы и моторики детей, а также психологические особенности дошкольников с ОВЗ, работу с детьми необходимо проводить по следующим направлениям:
— развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения;
— развитие памяти и внимания;
-коррекция нарушений моторного развития (развитие общей, ручной и артикуляторной моторики);
— развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи;
— расширение представлений об окружающей действительности.
Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР обусловлена их психопатологическими особенностями (снижением уровня аналитико-синтетической деятельности), а также особенностями речевого развития.
Коррекционная работа должна проводиться в тесной связи с медико-психологическим персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-психоло-педагогический подход для развития мыслительных операций у дошкольников.
Система коррекционной работы по развитию мышления дошкольников повлияла на положительные результаты в освоении детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Полученные результаты подтверждают правильность выбранных направлений деятельности и поставленных задач, а также эффективность системного подхода по проблеме развития мышления как условие коррекции недостатков в психическом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.